|
Каталог полезных статей
Жизнь как совокупная деятельность
Возникновение психической формы жизни неразрывно свя¬зано с внешней активностью, с деятельностью. Психика, орга¬низуя и направляя деятельность, в то же время входит в ее структуру. Первичные формы животной жизни сводились к деятельности по достижению необходимых для поддержания жизни объектов среды, обусловленной первичной чувствитель¬ностью. Развитие животной формы жизни привело к ее услож¬нению. Жизнь высокоразвитых животных и особенно человека состоит из разнообразных проявлений. В то же время, как отме¬чалось, на всех этапах своего развития психика функциониру¬ет как единое целое, организуя и направляя активность инди¬вида на достижение жизненно значимых объектов внешнего мира. При этом каждое ее проявление имеет ту же структуру, что и первичное психическое:
потребность как первопричина, источник деятельно¬сти;
мотив как часть внешнего мира, отвечающая данной потребности;
психический процесс (процессы), определяемый(е) потребностной значимостью мотива, и направляемая этим процессом внешняя активность по достижению предмета потребности.
Схематически эта структура («единицы жизни», по вы¬ражению А.Н. Леонтьева) может быть представлена в сле¬дующем виде:
В этой схеме П (потребность) есть часть внутреннего со¬держания индивида; М (мотив) — соответствующая потреб¬ности часть («единица») внешнего мира, а деятельность (со¬держание «единицы жизни») — связующее звено, нераз¬рывно соединяющее индивида со средой. Каждая конкретная «единица» жизни связывает индивида с соответствующей «единицей» мира.
Два крайних звена триады (П и М) одновременно являются также компонентами связующей их деятельности. Каж¬дое из них выступает в двух качествах: потребность — как «единица» индивида и как первопричина деятельности, а мотив — как соответствующая потребности «единица мира» и как непосредственно побуждающее и направляющее деятельность начало.
За исключением первичной, самой примитивной формы животной жизни, ее содержание не исчерпывается од¬ной деятельностью. С усложнением условий среды обитания животных организмов в филогенезе появляются различные потребности, отвечающие им мотивы и соответственно различные виды деятельности. На протяжении длительного периода эволюции эти отдельные виды деятельности осуществляются только последовательно, независимо друг от друга, так что животное в каждый момент своего существования выполняет только одну конк¬ретную деятельность, направляемую одним мотивом. Такова, например, жизнь насекомых, ракообразных, рыб и др. Неразвитость памяти и отсутствие, вследствие этого, опоры на прошлый опыт определяют ситуативность жизни данных животных и, следовательно, субъективную несвязанность между ее отдельными эпизодами.
Жизнь этих животных предстает как дискретная после¬довательность субъективно независимых фрагментов, в пределах каждого из которых связь индивида со средой ограничивается как бы изолированным направлением, определяемым отдельным объектом среды. «Образ мира» (А.Н.Леонтьев) в каждом из этих фрагментов, эпизодов локализован рамками данного объекта (предмета потреб¬ности), в связи с чем целостной картины мира еще не существует.
С дальнейшим развитием животной жизни, начиная с уровня высокоразвитых млекопитающих и птиц (кошки, собаки, еноты, врановые, попугаи и др.), появление опоры на прошлый опыт приводит к устойчивым мотивационным отношениям, организующим жизнедеятельность животных. Они имеют надситуативный характер: мотив (опредмеченная потребность) направляет не отдельный изо¬лированный эпизод жизни, а ту или иную ее постоянную сторону. Например, волк или лисица при охоте на определенный вид дичи используют разнообразные приемы, учитывающие особенности конкретного пищевого объекта. Эти приемы частично усвоены в детстве при научении родите¬лями, частично же являются результатом индивидуального опыта. Таким образом, возникают надситуативные, постоянно развивающиеся стороны жизни, в которых животное усваивает разнообразные связи между предметами и явлениями. Между различными надситуативными сторо¬нами жизни также устанавливаются те или иные взаимоотношения. Общее содержание жизни уже на данном уров¬не развития субъективно предстает как целостная сово¬купная деятельность, осуществляющая общую связь индивида со средой.
У человека с возникновением социогенного речемыслительного сознания различные мотивы и соответствующие им деятельности соподчиняются по степени значимости. Формируется сложная иерархически построенная мотивационная сфера, определяющая общее содержание жиз¬ни и общую связь индивида с миром. Появляются сфера произвольности и претворяемые ею в реальность жизнен¬ные цели. Все это организует жизнь как целостную совокупную деятельность, взаимосвязанную во всех своих проявлениях.
|
Категория: Возрастная психология | Добавил: snimu (21.11.2012)
|
Просмотров: 388
| Рейтинг: 0.0/0 |
При копировании статьи рабочая ссылка на Sk2-Статьи, Словари, Энциклопедии. желательно.
Некоторые материалы, размещенные на сайте, получены из открытых источников и используются в некоммерческих целях.
В случае неосознаного нарушения авторских прав, материалы будут убраны, после получения соответсвующей просьбы от авторов или издателей.
Обратная связь.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|