|
Каталог полезных статей
Русская философия истории
Философия истории – философская оценка и истолкование результатов исторических исследований и изложений истории. Российская цивилизация – последняя по времени возникновения великая цивилизация. Николай Бердяев считал русский народ в высшей степени поляризованным народом, потому что в нем совмещаются совершенно несовместимые противоположности. Вся сложность и противоречивость русской души связана с тем, что в России сталкиваются и взаимодействуют два потока мировой истории – Восток и Запад. Россия соединяет внутри себя два мира, и поэтому в русской душе всегда боролись два начала: восточное и западное. Бердяев называет русскую историю прерывной и выделяет в ней пять периодов, дающих пять разных образов России: Россия киевская; Россия времен татарского ига; Россия московская; Россия петровская; Россия советская. Теперь можно выделить еще одну, до которой не дожил Бердяев, – постсоветская. Русская история была одной из самых мучительных историй: – борьба с татаро-монгольским игом и нашествиями; – усиление государства; – Смутное время; – раскол; – насильственный характер петровских реформ; – крепостное право; – гонения на интеллигенцию; – казнь декабристов; – режим Николая I; – безграмотность народной массы; – неизбежность революции и ее кровавый характер; – самая страшная мировая война. Интересным, существующим только в России социальным образованием была интеллигенция. Явления, предшествующие ее появлению, – это одиночество Чацкого, беспочвенность Онегина и Печорина. Интеллигенция появилась из разных слоев – сначала из дворянской, затем из разночинной среды. Это идеалистический класс людей, целиком увлеченных идеями и готовых идти во имя этих идей в тюрьму, на каторгу и на казнь. Характерные черты русской интеллигенции: – беспочвенность; – отщепенство; – скитальчество; – невозможность примирения с настоящим; – устремленность к грядущему. В существовании русской интеллигенции наблюдались разные моменты – лишний человек, кающийся дворянин, активный революционер. Этот идеалистический класс был поставлен в трагическое положение между властью и народом: с одной стороны, его никогда не пускали во власть, с другой стороны, его никогда не понимал народ, малообразованный и забитый предрассудками. Из этого пришло ощущение русскими пустоты, уродства, бездушия и мещанства всех достижений мирового и российского развития, революции, цивилизации. Славянофилы и западники так же рассуждали о судьбах русского народа, но с двух противоположных точек зрения. Самое главное – русская философия истории должна была решить вопрос о значении и смысле реформы Петра, разрезавшей историю страны на две части. Западники были сторонниками реформы и видели будущее России в том, чтобы она шла западным путем. Славянофилы верили в особый тип культуры, которая возникает на духовной почве православия. По их мнению, реформы Петра и европеизация были изменой России. Главное – нельзя забывать, что Россия является самой молодой цивилизацией и ее истинные возможности в новом свободном государстве скоро раскроются по-новому с новыми перспективами.
|
Категория: Статьи по философии | Добавил: snimu (23.03.2013)
|
Просмотров: 341
| Рейтинг: 0.0/0 |
При копировании статьи рабочая ссылка на Sk2-Статьи, Словари, Энциклопедии. желательно.
Некоторые материалы, размещенные на сайте, получены из открытых источников и используются в некоммерческих целях.
В случае неосознаного нарушения авторских прав, материалы будут убраны, после получения соответсвующей просьбы от авторов или издателей.
Обратная связь.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|