|
Каталог полезных статей
Гармония человека и природы в древневосточной философии
Древневосточная философия имела патриархальный и консервативный характер. На первом месте в ней находились социально-политическая и морально-этическая проблематика. Философия Древнего Востока имела мифологические корни, в ней одушевлялись земля и небо, вся природа как средство существования человека. Древневосточные мыслители предполагали, что миром правит некий всеобщий естественный закон, который проявляется во всех вещах и поступках людей. Большое место в древневосточной философии занимала идея противоречивости мира, вечной борьбы в нем: света и тьмы; тепла и холода; добра и зла. Мыслителями выдвигалось представление о пяти первоэлементах мира: металл; дерево; земля; вода; огонь. Основной идеей древневосточной философии было единство трех реальностей – неба, земли, человека. По мнению философов той эпохи, человек должен ясно представлять себе свое место в мире, соединять, сливать свои и природные силы. Древнеиндийская философия человека исследуется в основном по памятнику древнеиндийской литературы – Ведам, в которых представлено одновременно мифологическое, религиозное и философское мировоззрение. В древнеиндийской философии много таких вопросов, как: – откуда мы произошли? – где мы живем? – куда мы движемся? Человек в философии Древней Индии представляется как часть мировой души. В учении о переселении душ граница между богами и живыми существами (растениями, животными, человеком) оказывается проходимой и подвижной. Но только человек стремится к свободе, к избавлению от страстей и пут эмпирического бытия с его законом сансары – кармы. Философия Древнего Китая представила также самобытное учение о человеке. Одним из наиболее ярких ее представителей является Конфуций, в литературе часто именуемый Кун-цзы – учитель Кун. Начальной для него считается концепция «неба», означающая не только часть природы, но и высшую духовную силу, которая определяет развитие мира и человека. Но центральной частью его философии является не небо, не природный мир вообще, а человек, его земная жизнь и существование, т. е. она носит антропоцентристский характер. Вместе с учением Конфуция и его последователей в древнекитайской философии можно отметить и другое направление – даосизм. Родоначальником этого направления считается Лао-цзы. Главной идеей даосизма является учение о дао (путь, дорога) – это невидимый, вездесущий, естественный и спонтанный закон природы, общества, поведения и мышления отдельного человека. Человек обязан следовать в своей жизни принципу дао, т. е. его поведение должно согласовываться с природой человека и Вселенной. Если соблюдать принцип дао, то возможно бездействие, недеяние, которое приведет тем не менее к полной свободе, счастью и процветанию. Древневосточная философия человека: – ориентирует личность на крайне почтительное и гуманное отношение как к социальному, так и к природному миру; – ориентирует личность на совершенствование своего внутреннего мира; – ориентирует личность на улучшение общественной жизни, порядков, нравов, управления и т. д.; – связывается прежде всего с изменением индивида и приспособлением его к обществу, а не с изменением внешнего мира и обстоятельств.
|
Категория: Статьи по философии | Добавил: snimu (23.03.2013)
|
Просмотров: 321
| Рейтинг: 0.0/0 |
При копировании статьи рабочая ссылка на Sk2-Статьи, Словари, Энциклопедии. желательно.
Некоторые материалы, размещенные на сайте, получены из открытых источников и используются в некоммерческих целях.
В случае неосознаного нарушения авторских прав, материалы будут убраны, после получения соответсвующей просьбы от авторов или издателей.
Обратная связь.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|