Меню раздела
А [110]
|
Б [307]
|
В [269]
|
Г [291]
|
Д [217]
|
Е [47]
|
Ж [47]
|
З [65]
|
И [48]
|
К [223]
|
Л [216]
|
М [416]
|
Н [137]
|
О [178]
|
П [533]
|
Р [207]
|
С [438]
|
Т [243]
|
У [54]
|
Ф [123]
|
Х [64]
|
Ц [42]
|
Ч [68]
|
Ш [81]
|
Щ [12]
|
Э [97]
|
Ю [23]
|
Я [34]
|
|
Словари, Энциклопедии.
Гельдеpлин
| 15.03.2013, 02:53 |
Гельдеpлин (Иoгaнн-Xpиcтиaн-Фpидрих Holderlin) – выдающийся немецкий поэт (1770 – 1843). Еще студентом тюбингенского унив. Г. начал писать стихи, в форме и содержании которых заметно подражание Клопштоку. Шиллер принял в нем самое теплое участие. В 1794 – 95 гг. Г. жил в Иене; здесь, в центре романтического движения, он завязал личные отношения с представителями нового литературного направления; здесь же у Г. обнаружились впервые зачатки ипохондрии. Болезненное настроение усилилось, под влиянием безнадежной и страстной любви к матери одного из его учеников; он видел в ней воплощение фантастического идеала женщины, который уже с самых юных лет был предметом мечтаний, и изобразил ее под именем Диотимы в своем романе «Гиперион». В 1798 г. Г. расстался с своей Диотимой, переезжал с места на место и в 1802 г. возвратился на родину с явными признаками помешательства. Самое крупное из произведений Г. – роман «Гиперион», представляющий как бы исповедь поэта. Характерная черта романа – чисто романтическое стремление связать философию с поэзией так, что границы между ними совершенно сглаживаются: для Г. только та научная система удовлетворительна, которая стоит в связи и гармонирует с идеалом прекрасного. Идеи, имеющие нечто общее с воззрениями Г., позднее получают развитие в филос. системах Шеллинга и Гегеля. В романе любопытна и другая сторона: болезненная мечтательность и чрезвычайно развитое чувство изящного создали в Г. отвращение к современной действительности; он изображает в карикатуре свое время и своих соотечественников, а идеал свой ищет под дорогим ему небом Эллады. Кроме «Гипериона», после Г. остались еще недоконченная трагедия «Смерть Эмпедокла» – лирическое стихотворение в драматической форме, служащее, как и «Гиперион», выражением личного настроение поэта; переводы из Софокла – «Антигона» и « Царь Эдип» – и ряд лирических стихотворений. Лирика Г. проникнута пантеистическим мировоззрением: христианские идеи просачиваются как бы случайно; в общем настроение Г. – настроение язычника эллина, благоговеющего пред величием божественной природы. Стихотворения Г. богаты идеями и чувствами, иногда возвышенными, иногда нежными и меланхолическими; язык чрезвычайно музыкален и блещет яркими образами, особенно в многочисленных описаниях природы. «Sammtliche Werke» Г. изд. в 1846 г.; «Dichlungen» в 1884 г. (Тюбинг.), с биогр. очерком Kostlin'a. Ср. Jung, «Holderlin und seine Werke» (1848); Litzmann, «H' s. Leben» (Берл., 1890) и Wilbrandt, в «Fuhrende Getster» (Bd. II, 1890). А. Кудрявцев.
|
Категория: Г | Добавил: snimu
|
Просмотров: 229 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
|