|
Каталог полезных статей
Типология конфликта
Еще одной группой понятий в категориальном аппарате конфликтологии являются понятия, определяющие основные разновиднос¬ти конфликтов, их типологию. Необходимость классификации кон¬фликтов диктуется исследовательскими интересами более глубокого проникновения в их сущность, а также практическими потребнос¬тями наиболее эффективного регулирования их различных видов. Классификация зависит от тех критериев, которые берутся за ее основу. Наиболее распространенные классификации конфликтов основаны на таких критериях, как: 1) стороны конфликтов, 2) характер потребностей, ущемление которых вызвало конфликт, 3) направленность конфликта, 4) временные параметры конфликта, 5) результативность конфликтов. В зависимости от сторон конфликты делятся: • на внутриличностные, • межличностные, • между личностью и группой, • межгрупповые, • международные. В аспекте потребностей, блокирование которых послужило предпосылкой конфликта, они могут делиться на: • материальные, • статусно – ролевые, • духовные. По направленности конфликты подразделяются на: • горизонтальные, возникающие между деловыми партнерами, коллегами по работе; • вертикальные — между подчиненными и начальством. Смешанными в данной классификации именуются те конфлик¬ты в которых представлены и коллеги, и руководители разных уров¬ней. Как показывает практика, до четырех пятых всех конфликтов в организациях относятся к конфликтам второй и третьей групп по этой типологии. По временным параметрам конфликты подразделяются на: • кратковременные, • быстротечные, • длительные, продолжающиеся иногда годами и десятилетия¬ми, какими нередко бывают государственные, национальные и рели¬гиозные конфликты. И наконец, по критерию результативности конфликты делятся на два типа: • конструктивные, нормальные, позитивные, при которых группы, где они происходят, сохраняют свою целостность, а от¬ношения между членами группы — характер сотрудничества, ко¬операции; • деструктивные, патологические, негативные, когда взаимоот¬ношения между людьми приобретают нецивилизованные формы, характер противостояний, борьбы, ведущей даже к разрушению и распаду организации. Поэтому важнейшая задача руководителя любого уровня — ре¬шение проблем регулирования конфликтов, недопущение их пере¬растания из конструктивной в деструктивную форму, предотвра-щение разрастания, генерализации конфликта. Для этого особен¬но важно разбираться в структуре, динамике, типологии конфликта, т.е. во всем понятийно-категориальном аппарате конфликтологии и прежде всего в содержании базового ее понятия — категории конфликта.
|
Категория: Психология конфликта | Добавил: snimu (16.02.2013)
|
Просмотров: 438
| Рейтинг: 0.0/0 |
При копировании статьи рабочая ссылка на Sk2-Статьи, Словари, Энциклопедии. желательно.
Некоторые материалы, размещенные на сайте, получены из открытых источников и используются в некоммерческих целях.
В случае неосознаного нарушения авторских прав, материалы будут убраны, после получения соответсвующей просьбы от авторов или издателей.
Обратная связь.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|