Четверг, 02.05.2024, 22:20

Sk2-Статьи, Словари, Энциклопедии.


 
[Расширенный поиск]








Яндекс цитирования



Каталог полезных статей

Главная » Статьи » Психология » Психология личности [ Добавить статью ]




Идея личности в российской психологии: типологический подход




Личность является понятием, отражающим не только фактическое состояние индивидных и социальных свойств человека, но и понятием ценностным, выражающим его иде¬ал. Идеал культурного человека «есть Ht что иное, как иде¬ал человека, который в любых условиях сохраняет подлин¬ную человечность» . Такой идеал трудно дости¬жим, но главное в нем — это определение траектории развития и саморазвития человека. Сегодня ставится воп¬рос о необходимости развития творческой личности и ее базовой культуры, включающей культуру жизненного са¬моопределения, культуру труда, политическую, экономи¬ко-правовую, духовную и физическую культуру, культуру межнационального и межличностного толерантного обще¬ния. Личность и развитие ее сущностных сил провозглаше¬ны в качестве ведущей человеческой ценности. Действитель¬ное, а не формальное решение проблемы развития ценнос¬тей связано с развитием ценностных ориентации личности, которые затрагивают все ее структуры. Ценностные ори¬

ентации характеризуются как устойчивые, инвариантные «единицы» сознания личности. К ним относятся идеи, поня¬тия, «ценностные блоки», выражающие суть нравственно¬го смысла человеческого бытия. Ценностные ориентации выступают также в качестве основного компонента в сис¬теме диспозиций личности и ведущего механизма социаль¬ной регуляции поведения личности, ее приобщения к цен¬ностям общественного сознания, культуры.
Речь также идет о формировании у личности состояния готовности к определенному способу действия, выражающе¬муся в ее ориентации на те или иные ценности материаль¬ной и духовной культуры. Общепсихологический подход к ценностным ориентациям заключается в рассмотрении их как элемента высших мотивационных структур жизнедеятель¬ности личности. В соответствии с этим ценностные ориента¬ции определяются как направленность личности на те или иные ценности (цели, стремления, идеалы) .
К настоящему времени психология личности имеет явно выраженный междисциплинарный и наддисциплинарный ста¬тус. Междисциплинарность статуса личности определяется тем, что в составе многих из сложившихся научных областей (философии, логики, социологии, психологии, психиатрии, биологии, физиологии, генетики и др.) она диктует специфи¬ческое содержание, структурные и динамические особеннос¬ти их развития и становления. Обращение к «личностному» обнаруживает себя в качестве всеобщего и необходимого ус-ловия становления различных областей психологии (общей, педагогической, развития, юридической, социальной, этни¬ческой и т.д.). Накопление теоретических и эксперименталь¬ных данных о личности в истории российской психологии про¬исходило в контексте ее основных отраслей, а также в ряде смежных с нею наук: педагогике, философии, социологии, этике.
Наддисциплинарный статус идеи личности обусловлен присутствием в истории русской философской и социологи-ческой мысли основных категорий и способов интерпретации

феномена «личность», задающих ценностное и предметное содержание для конкретных научных дисциплин. Историчес¬кий контекст оказывал прямое и косвенное влияние на спосо¬бы существования, репрезентацию и трансформацию идеи личности, на переосмысление феномена «личность», его тео¬ретическую, методологическую и эмпирическую трактовку, на смену основных теоретических концепций личности. Ко вто¬рой половине XIX в. четко обозначились два направления в изучении человека. Первое связано с естественно-научным по¬ниманием человека (Н.Г Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, М.А. Бакунин, И.М. Сеченов и другие). Второе направление в изучении человека связано с традициями рус¬ского идеализма (К.Д. Кавелин, B.C. Соловьев, Л.И. Шестов, Н.Я. Грот, М.М. Троицкий, СЛ. Франк, Л.П. Карсавин, Н.А. Бер¬дяев, А.Ф. Лосев, И.О. Лосский, А.И. Введенский и др.). Факти¬чески на протяжении последующих десятилетий эти два на¬правления находились в противостоянии.
Формирование предпосылок развития психологии лично¬сти происходило не только в рамках философии и социоло¬гии. Не меньшее значение для последующего становления и развития личностной проблематики имели исследования оте¬чественных ученых по психофизиологии, физиологии орга¬нов чувств, физиологии мозга, физиологии высшей нервной деятельности и другим естественнонаучным дисциплинам (П.К. Анохин, В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский и др.)
Философско-социологические и естественно-научные предпосылки создали два типа рассмотрения личности: субъектный и объектный, следствием которых явились плохо совмещаемые друг с другом представления о различных сторонах и свойствах конкретного бытия человека. В даль-нейшем это привело к потере «целостности» личности, по-степенно приобретшей характер смысловой декларативной установки, которая, хоть и безоговорочно принималась и провозглашалась представителями обоих направлений, все же не была реализована в их исследованиях.

Можно выделить четыре исторически сложившиеся способа существования идеи личности, четыре типа пост¬роения научных знаний о личности, то есть можно типо-логизировать факты исторической динамики российской пси¬хологии личности.
Исторически сложившийся первый тип построения пси-хологии личности выделился в конце XIX начале XX в. Для этого периода наиболее существенным было появле¬ние самой идеи личности. Превращение человека в лич¬ность рассматривалось как идеальная модель, как социаль¬но желаемый итог развития.
Логика «самоопределения» идеи личности в обозначен¬ный период истории равным образом раскрывается в общих, закономерно сменяющих друг друга способах существова¬ния: в виде философской идеи (недостаточно определенной и операционально проработанной) и в виде совокупности сво¬их феноменологических воплощений. Таким образом, «само-определение» идеи личности можно трактовать как поиск де-финиций и наиболее адекватного для нее проблемного поля.
«Личностное», выступая в виде философской идеи, вы-разилось в ряде понятий, таких как «целостность», «гармо-ничность», «свобода», «всесторонность развития», «субъект», «субъект воления», «свобода воли», «оригинальность», «су-веренность», «гуманность», «идеальная личность», «интеграль-ная личность», «превращенная личность», «симфоническая личность», «индивидуальность». Совокупность феноменологи-ческих «воплощений», означавших для исследователей суть «личностного» и являвшихся предметом собственно психоло-гического анализа, отразилась в понятиях «сознание», «воля», «душа», «потребность», «активность», «темперамент», «ха-рактер», «нравственное поведение», «способности», «идеалы», «мотивы», «установки», «настроения», «нравственные чув¬ства», «переживания».
Данный период существования идеи личности отразил¬ся в опыте построения целостных психологических концеп¬ций личности, сочетающих в себе философский и конкрет¬

но-психологический аспекты. Таковы концепция человека как интегрального феномена, характеризующегося логико-зна¬чимой взаимосвязью всех существенных компонентов его личности (П.А. Сорокин); концепция развития личности путем психических превращений и преобразований внут¬ренних личностных форм (М.М. Троицкий); идея целост¬ной личности и ее пространственных границ (Л.П. Карса¬вин); попытка понять специфику познающего мир субъек¬та (Л.И. Шестов); учение о «вечном» человеке и о чело¬вечестве как едином существе (B.C. Соловьев); метафизи¬ческая трактовка личности (Н.Я. Грот); «цельные учения о человеке» (В.М. Бехтерев); намеченный Л.С. Выготским путь преодоления разрыва между описательной и объяснитель¬ной психологией в трактовке личности как «вершинной про¬блемы» психологии; опыт построения общепсихологической теории личности Д.Н. Узнадзе; теория Я как активного деяте¬ля в среде М.Я. Басова; первая типология личности А.Ф. Ла-зурского и др.
На рубеже 20-30-х гг. XX в. становится популярным тезис: «Изучать человека как активного деятеля». Однако он не решал проблему активности, так как не была преодо¬лена тенденция биологизации человека.
Второй тип построения психологии личности, выде-лившийся в 30-60-е в XX в. гг., определялся логикой со¬хранения идеи личности в столкновении с обществом, унич¬тожавшим «личностное» в человеке.
Оформившаяся стратегия «борьбы» за идею личности с «внешним противником» фактически отражала борьбу про¬тив идеи личности как таковой, так как происходила под¬мена реального изучения феномена «личность» замещаю¬щим и активно принимаемым «образом личности», скроен¬ным по чертежам и эскизам господствующей идеологии.
Идея личности, разрабатываемая в эти годы, выступает в своих превращенных формах: в проявлениях политико-иде-ологического редукционизма (в выдвижении лозунгов вмес¬то прояснения сущности, в поиске признаков «советского

человека»); в конструировании «советского менталитета»; в проявлениях физиологического редукционизма (в подмене психологических особенностей личности биологическими «чер-тами», т.е. силой, уравновешенностью, подвижностью, ла-бильностью нервных процессов и т.д.); в проявлениях фило-софско-методологического редукционизма.
Наметившийся в это время подход к объяснению био-логической и социальной детерминации психического поз¬волил в дальнейшем разграничить общебиологические, пси¬хологические и социально-психологические аспекты в изу¬чении личности, прежде всего ее активности.
Начинаются поиски новых подходов к реализации марк-систского положения о социальной сущности индивида. Одна за другой выдвигаются гипотезы и концепции понимания при¬роды психической активности субъекта. Это, прежде всего, исследования П.П. Блонского, М.Я. Басова, Л.С. Выготского, Д.Н. Узнадзе, СЛ. Рубинштейна, Б.Г Ананьева. Активность продолжала оставаться наиболее изучаемым и основным ас-пектом исследований личности, которые опирались на по-явившуюся дифференцированную концепцию биологической активности как общего свойства любого животного организ¬ма, в том числе и человека (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн). Проблема активности становится той ареной, на которой стал¬кивается эмпирическая и поведенческая психология. С меха¬нистическим подходом к трактовке проблемы активности вы¬ступил КН. Корнилов, реактологические построения кото¬рого задали модель человека «реагирующего».
Психологам 50-60-х гг. XX в. импонировала мысль об изучении личности как проблемы ее индивидуальных разли¬чий, которая была блестяще реализована в работах Б.М. Теп-лова и его школы (В.Д. Небылицын, Н.С. Лейтес, B.C. Мерлин). В работах Б.М. Теплова по индивидуально-психологическим различиям отрабатывалась значимая идея психологии лич¬ности идея направленности личности, которая обнару¬живает себя в склонностях к определенной деятельности. Б.М. Теплов называл человека «творцом своей индивидуаль¬

ности», не умаляя при этом роли природных предпосылок, индивидуально-типологических особенностей.
Идеей интеграции знаний о человеке были пронизаны основные работы Б.Г Ананьева, который репрезентировал себя в психологии именно как автор разносторонних идей человекознания, их комплексного решения, интеграции и синтеза. В его работах дана развернутая характеристика понятий «индивид», «личность», «субъект деятельности». Им сделан вывод, что свойства личности развиваются на всем протяжении жизненного пути человека, создавая его биографию.
Начиная с работ Б.Г. Ананьева, характеристика челове¬ка как субъекта деятельности становится основополагающей. Внесение категории субъекта деятельности оказалось очень продуктивным: оно помогло раскрыть способ организации личностью жизни. Именно в это время была сформулирова¬на задача построения общепсихологической теории личнос¬ти. Стало очевидно, что категория субъектности раскрыва¬ет личность не только индивидуально, но и типологически. Уровни активности личности, т. е. мера субъектности, были выбраны в качестве типологических критериев. Построение типологии через категорию субъекта жизнедеятельности об¬наружило область исследования, где непосредственно пе¬ресекались интересы общей и социальной психологии. Была поставлена задача объяснить, как личность отражает и вы¬ражает, реализует в личной и общественной жизни обще¬ственные тенденции.
Типизацию личности, поиск оснований для нее провели К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, B.C. Мерлин, Б.Д. Парыгин и др.
Третий тип построения психологии личности, концеп¬ция середины 60-х конеца 80-х гг. XX в, характеризо¬вался «возрождением» идеи личности в ситуации амбива¬лентного отношения общества к «личностному» в человеке. «Возрождение» идеи личности обнаруживает себя следую¬щими процессами: превращением понятия «личность» в фо¬новое условие обсуждения любых психологических проблем

(укореняется традиция «приговаривания» слова «личность» в любых контекстах); пониманием личности как особой цен¬ности и условия осмысления целостности психического («стягивание» к проблеме личности всех проблем, реализа¬ция структурного, комплексного, а затем и системного под¬ходов); проблематизацией понятия «личность», поиском «мира человека и человека в мире», феноменологических коррелятов существа «личностного» (в виде вопросов о про¬странстве существования личности, о начале личностной истории, о развитии как имманентном условии бытия лич¬ности, о соотношениях понятий «индивид», «индивидуаль¬ность», «личность»).
Возрождающаяся идея личности заявляла о себе в эф¬фектах «самоопределения личности в группе» (А.В. Остро¬вский), «устойчивости и автономии личности» (В.Э. Чудновс-кий), «неадаптивности в индивидуальной деятельности и со¬циуме» (В.А. Петровский), «самодвижения деятельности» (А.Н. Леонтьев), «выхода личности из кризисных ситуаций» (Б.С. Братусь), «смыслообразования» (А.Н. Леонтьев, А.Г. Ас-молов), «взаимоотражения в межиндивидуальных контак¬тах», «психологического времени личности» (А.А. Кроник).
В теоретических разработках логика «возрождения» идеи личности обнаруживает себя стремлением исследователей установить «ядерные» характеристики личности как уникаль¬ного сущего.
К концу 80-х годов стало понятно, что личность рас-сматривалась разными авторами с позиций, часто проти-воречащих друг другу, т. е. личность как психологический феномен исследовалась, исходя из различных посылок, ко¬торые давали неравнозначные возможности предсказывать, понимать и развивать ее.
Неудовлетворявшее психологов статическое рассмот¬рение личности постепенно стало замещаться требования¬ми ее динамического понимания. Тезис о диалектике лично¬сти при наличии в ней тенденций к сохранению направленно¬сти возбуждал вопрос о структуре личности, а позже — о понимании личности как системного качества, или сис¬

темного образования (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов). Шло со-поставление основных моделей структуры личности, пред-ложенных В.Н. Мясищевым, Б.Г. Ананьевым, А.Г. Ковале¬вым, К.К. Платоновым, B.C. Мерлиным, А.Н. Леонтьевым. Однако предлагаемые структуры личности оставались в зна¬чительной степени лишь многомерными теоретическими мо¬делями.
Пытаясь описать реальность, стоящую за понятием «лич-ность», А.Н. Леонтьев [7] попытался решить задачу выявить ее действительные «образующие». Им была предложена кон¬цепция развития личности как системного качества индивида.
Под влиянием работ вышеназванных авторов четко вы-рисовалась задача системно-уровневой концепции развития личности, диахронического, то есть развертывающегося во времени строения жизненного пути личности и соединения структурно-статического подхода к личности с процессуаль¬но-динамическим (А.Н. Леонтьев, А.Г Асмолов, К.А. Абуль-ханова-Славская, Б.Ф. Ломов).
Четвертый тип построения психологии личности вы-делился в последнее десятилетие XX в. и характеризуется логикой «самоосуществления» идеи личности, что стало воз-можным в обществе, ищущем путь к человеку как личности.
На этом этапе сохраняются многие особенности тре¬тьего периода, но при этом усиливается внимание к ме¬тодологическим проблемам. Феноменологические аспекты личности становятся господствующими в ее проблематике. Открываются «новые» грани личности: персонализация, субъ-ектность, неадаптивная активность и др. Осуществляются пересмотр и оценка теоретического и эмпирического мате¬риала, наработанного в предыдущие периоды. Одновременно усиливается противостояние психологических школ. Про¬исходит выход на иную парадигму.
«Самоосуществление» идеи личности манифестирует себя «вечными» ценностями (таковы категории «духовнос¬ти», «целостности», «свободы», «ответственности», «само-строительства», «развития», «бессмертности»). В своих фе-номенологических воплощениях «самоосуществление» идеи личности представлено такими предметами психологичес¬

кого исследования как «выбор», «нравственность личнос¬ти», «отраженная субъектность», «со-бытийная общность». В теоретических разработках логика «самоосуществления» идеи личности представлена общепсихологическими концеп¬циями «социогенеза личности» (B.C. Мухина), «виртуальной, отраженной и возвращенной субъектности» (В.А. Петровский), «развития субъективной реальности в онтогенезе» (К.А. Абуль-ханова-Славская, В.И. Слободчиков), «жизнедеятельности личности» и другими. Одновременно происходит рефлексия самой истории психологии личности, возвращающая из заб¬вения имена, восстанавливающая прерванные диалоги внут¬ри эпох и между эпохами.
К концу этого периода изменился «образ» концепций лич-ности; они превратились в более операциональные и услож-ненные. Это подтверждают исследования А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, А.Г. Асмолова, В.В. Давыдо¬ва, В.П. Зинченко, Б.С. Братуся, В.В. Столина, В.А. Петров¬ского, B.C. Мухиной.
В настоящее время наблюдается тенденция к рассмот¬рению целостной личности, что является проявлением ин-тегративной тенденции, которая коснулась не только по¬нимания самого феномена личности, но и ее социальных детерминант. Все это не замедлило преобразовать задачу «изучения целостной личности» в задачу «изучения целост¬ной личности в целостном мире», рассмотрения человека как целостной развивающейся системы, определения места человека в современном мире с его все усложняющимися проблемами .
Категория: Психология личности | Добавил: snimu (15.03.2013)
Просмотров: 1367 | Рейтинг: 0.0/0





При копировании статьи рабочая ссылка на Sk2-Статьи, Словари, Энциклопедии. желательно.

Некоторые материалы, размещенные на сайте, получены из открытых источников и используются в некоммерческих целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, материалы будут убраны, после получения соответсвующей просьбы от авторов или издателей.




Обратная связь.


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Генон - удобный поиск ответов на вопросы