|
Каталог полезных статей
УРОВНИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
Анализируя настоящую работу преподавателей на занятиях и вне урока в одной и той же группе студентов, можно выделить такие уровни общения: – высокий, которому присущи теплота во взаимоотношениях, взаимопонимание, доверительность и пр.; – средний; – низкий, при котором наблюдаются отчужденность, непонимание, неприязнь, холодность, отсутствие взаимопомощи. Уровень общения тесно связан с воздействиями педагога, которые соответствуют парциальным (частичным) оценкам, подробно рассмотренным Б.Г. Ананьевым. Такие воздействия можно разделить на два типа: – положительные, включающие в себя одобрение, поощрение самостоятельности, похвалу, юмор, просьбу, совет и предложение; – отрицательные, при которых наблюдаются замечания, насмешка, ирония, упрек, угроза, оскорбление, придирка. Разные стили коммуникативного взаимодействия порождают модели поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их обозначают так. Модель диктаторская («Монблан»). При этом учитель как бы отстранен от обучаемых студентов, он находится над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые студенты являются только безликой массой слушателей. Отсутствует личностное взаимодействие. Педагогические функции ограничиваются информационным сообщением. Следствие: нет психологического контакта, что приводит к безынициативности и пассивности студентов. Модель неконтактная («Китайская стена») похожа по своему психологическому содержанию на первую. Разница в том, что между преподавателем и учеником есть слабая обратная связь из-за произвольно или непреднамеренно возведенного барьера. В роли этого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с любой стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; невольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым. Следствие: некрепкое взаимодействие со студентами, а с их стороны – равнодушное отношение к учителю. Модель дифференцированного внимания («Локатор») основывается на избирательных отношениях с учеником. Учитель настроен не на весь состав аудитории, а только на часть, допустим, на талантливых или, наоборот, слабых, по которым ориентируется в настроении коллектива, устремляет на них свое внимание. Модель гипорефлексная («Тетерев») состоит в том, что учитель в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью состоит из монолога. Разговаривая, он слышит только самого себя и совсем не реагирует на слушателей. Следствие: почти отсутствует контакт между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего появляется поле психологического вакуума. Модель гиперрефлексная («Гамлет») – обрат-на по психологической канве предыдущей. Преподавателя заботит не столько содержательная сторона взаимодействия, сколько то, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретают доминирующее значение для него. Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность преподавателя.
|
Категория: Статьи по введению в педагогическую деятельность | Добавил: snimu (21.11.2012)
|
Просмотров: 277
| Рейтинг: 0.0/0 |
При копировании статьи рабочая ссылка на Sk2-Статьи, Словари, Энциклопедии. желательно.
Некоторые материалы, размещенные на сайте, получены из открытых источников и используются в некоммерческих целях.
В случае неосознаного нарушения авторских прав, материалы будут убраны, после получения соответсвующей просьбы от авторов или издателей.
Обратная связь.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|