Воскресенье, 05.05.2024, 10:27

Sk2-Статьи, Словари, Энциклопедии.


 
[Расширенный поиск]








Яндекс цитирования



Каталог полезных статей

Главная » Статьи » Педагогика » Статьи по введению в педагогическую деятельность [ Добавить статью ]




МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ



Понятие «метод» происходит от греческого слова methodos, означающего «путь, способ продвижения к истине».
В педагогической литературе не существует единого мнения по поводу роли и определения понятия «метод обучения». Например, Ю.К. Бабанский писал, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования».
Т.А. Ильина считает, что метод обучения – это «способ организации познавательной деятельности учащихся».
В истории сложились различные классификации методов обучения.
Рассмотрим классификацию методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых. Эта классификация еще в 1965 г. была предложена И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. Они считали, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Так как успех обучения в решающей степени определяется направленностью и внутренней активностью учеников, характером их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны являться важным критерием выбора метода. И.Я. Лер-нер и М.Н. Скаткин выделяли пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых увеличивается.
1. Объяснительно-иллюстративный метод.
Ученики получают знания из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и изучая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Данный метод находит широкое применение для передачи большого массива информации.
2. Репродуктивный метод. В него входит применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых имеет алгоритмический характер, т. е. осуществляется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
3. Метод проблемного изложения. Применяя самые разные источники и средства, учитель, прежде чем излагать материал, выдвигает проблему, формулирует познавательную задачу, а потом, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, разные подходы, показывает метод решения поставленной задачи. Ученики как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем данный подход широко применяется.
4. Частично-поисковый, или эвристический, метод. Состоит в организации активного поиска решения выставленных в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач или под руководством учителя, или на основе эвристических программ и указаний. Данный метод, одна из разновидностей которого – эвристическая беседа, – проверенный метод активизации мышления.
5. Исследовательский метод. В результате анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа ученики самостоятельно изучают литературу, источники, проводят наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера.
Категория: Статьи по введению в педагогическую деятельность | Добавил: snimu (21.11.2012)
Просмотров: 266 | Рейтинг: 0.0/0





При копировании статьи рабочая ссылка на Sk2-Статьи, Словари, Энциклопедии. желательно.

Некоторые материалы, размещенные на сайте, получены из открытых источников и используются в некоммерческих целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, материалы будут убраны, после получения соответсвующей просьбы от авторов или издателей.




Обратная связь.


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Генон - удобный поиск ответов на вопросы