Вторник, 07.05.2024, 04:16

Sk2-Статьи, Словари, Энциклопедии.


 
[Расширенный поиск]


Меню раздела






Яндекс цитирования



Каталог полезных статей

Главная » Статьи » Философия » Статьи по философии [ Добавить статью ]




Исторические процессы социальной философии





Элементы исторического сознания появились вместе с формированием человеческого общества.
Довольно сложная жизнь родоплеменного периода обусловила появление потребности думать о прошлом семьи, рода, племени. Человек достиг осознания того, что у него есть не только настоящее, но и прошлое и будущее. Он начал осознавать, что новое поколение – лишь звено в общей цепи развития человечества.
Историей называется общественная память человечества, его самопознание и самосознание: исчезнувшее в действительности живет в сознании.
Начало понимания социальной жизни связано с представлениями о том, что настоящее подготовлено прошлым. Впоследствии путь исторического сознания привел к убеждению, что для понимания настоящего необходимо знать не только прошлое, но и будущее. Человечество стало понимать, что прошлое рождает настоящее, настоящее готовит будущее, не «заглядывая» в которое невозможно во всей полноте осмыслить не только настоящее, но и прошлое.
Социально-философская мысль возникла как простое описание трудовых процессов, военных походов, обычаев, гражданской жизни общества, различий в государственном устройстве, но постепенно начала выделять в качестве специфического предмета познание причины общественных процессов (Демокрит, Аристотель, Лукреций).
Древние философы старались как-то разгадать и определить природу общественных связей, сущность исторического развития и его закономерности: – согласно Платону, общество возникает из-за того, что люди нуждаются друг в друге для удовлетворения своих потребностей;
– согласно Аристотелю, человек рождается политическим существом и несет в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Изначальное неравенство способностей – исходный пункт этого стремления к социальности, отсюда же различие функций и места людей в обществе;
– согласно Лукрецию, причиной выхода человека из животного состояния является развитие материальной культуры: пользование шкурами убитых зверей, постройка жилищ и главным образом добывание огня. В Средние века история человечества, как правило, определялась божественным провидением:
– история предопределена Богом;
– все пороки – результат грехопадения людей;
– общество основано на неравенстве, с которым люди должны смириться.
Эпоха Возрождения ввела новые элементы светской философии истории (понятие введено Вольтером), имевшей в виду универсальное историческое обозрение человеческой культуры.
Философы XVII–XVIII вв. раскритиковали богословские концепции Средневековья и предложили рассматривать историю общества как продолжение истории природы и вскрыть «естественные» законы общественной жизни.
Просветители XVIII в.:
– выдвинули идеи исторического прогресса (Дж. Ви-ко, Ж.А. Кондорсе);
– сформулировали принцип единства исторического процесса (И.Г. Гердер);
– заложили основы истории культуры (Вольтер);
– обосновали положение о влиянии на человека географической и социальной среды (Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо).
С конца XIX в. основной идеей социальной философии является идея экономической рациональности, которая воплощена в современном обществе и определяет собой все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры.
Категория: Статьи по философии | Добавил: snimu (23.03.2013)
Просмотров: 295 | Рейтинг: 0.0/0





При копировании статьи рабочая ссылка на Sk2-Статьи, Словари, Энциклопедии. желательно.

Некоторые материалы, размещенные на сайте, получены из открытых источников и используются в некоммерческих целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, материалы будут убраны, после получения соответсвующей просьбы от авторов или издателей.




Обратная связь.


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Генон - удобный поиск ответов на вопросы