Меню раздела
А
[110]
|
Б
[307]
|
В
[269]
|
Г
[291]
|
Д
[217]
|
Е
[47]
|
Ж
[47]
|
З
[65]
|
И
[48]
|
К
[223]
|
Л
[216]
|
М
[416]
|
Н
[137]
|
О
[178]
|
П
[533]
|
Р
[207]
|
С
[438]
|
Т
[243]
|
У
[54]
|
Ф
[123]
|
Х
[64]
|
Ц
[42]
|
Ч
[68]
|
Ш
[81]
|
Щ
[12]
|
Э
[97]
|
Ю
[23]
|
Я
[34]
|
|
Словари, Энциклопедии.
Струве Петр Бернгардович
| 24.04.2013, 21:51 |
Струве (Петр Бернгардович) – публицист, внук астронома В. Я. С.; род. в 1870 г.; вскоре по окончании курса на юридическом факультете спб. унив. выпустил книгу: «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» (СПб., 1894), давшую первое в русской печати изложение той программы, которая с средины 1890-х годов господствует в молодых кружках русской журналистики. В этих «Заметках», характера полемического, С., объявив себя учеником Маркса, противопоставил его доктрину экономического материализма «социологическому мировоззрению, традиционно господствующему в нашей прогрессивной литературе» и имеющему «два основных источника: 1) определенное учение о роли личности в истории и 2) непосредственное убеждение в специфическом национальном характере и духе русского народа и в особенных его исторических судьбах». По мнению С., идеалы создаются действительностью, а не действительность – идеалами; нравственность, право и общественные фирмы являются надстройками над экономической базой; поэтому, социология может игнорировать личность, как величину ничтожную. Сводя исторический процесс к смене экономических форм и рассматривая капитализм как неизбежную ступень этого развития, С. утверждал, что этот фазис должна пережить и Россия, что «отделение обрабатывающей промышленности от земледелия» (а вместе с тем и отделение рабочих, занимающихся в сельском хозяйстве, от рабочих, занятых в обрабатывающей промышленности) есть формула экономического роста России, отдельными, частными моментами которого явятся неотвратимые обезземеливание части крестьянства и разложение общинного землевладения. Отвергая вообще личные идеалы, сводя значение личности к роли бесстрастного наблюдателя, С. закончил свои «заметки» призывом: «признаем нашу некультурность и пойдем на выучку к капитализму». Уже в первом своем труде, однако, С. признал теорию экономического материализма философски не обоснованной и фактически не проверенной. В силу этого признания. С., при свойственном ему нервном искании истины, не мог застыть в доктринерском марксизме. Попытавшись найти философское обоснование экономического материализма в критической теории познания, С. вскоре убедился в противоречии между социологической и экономической формулами Маркса, отказался от его теории трудовой ценности, отверг фатальную необходимость падения капитализма в силу естественных законов экономики и признал в «социальных противоречиях» движущую силу общественных преобразований. Последним и наиболее характерным пунктом в этой эволюции идей является небольшая замётка С. о Лассале, по поводу 75-летия со дня его рождения («Мир Божий», 1900 г., № 11). Указав, что задачи государства Лассаль усматривал в сознательном устроении всей человеческой жизни на основе свободно признаваемого и в тоже время общеобязательного морально-общественного идеала, С. признает необходимость «создания положительного миросозерцания на новых, более широких, т. е., в сущности, на старых идеалистических основах». Недавно еще восклицавший: «вперед, наука!» (т. е. экономический материализм), он заканчивает свою последнюю замётку призывом: «назад к Лассалю»! Под редакцией С. вышло много переводных книг, которые он обыкновенно снабжал предисловиями. Из журнальных статей его особенно выдаются: «Австрийское крестьянство и его бытописатель» («Вестн. Европы», 1893, № 7); «Немцы в Австрии и крестьянство» (там же, 1894, № 2); «Основные понятия политической экономии» («Мир Божий», 1896, № 2); «Свобода и историческая необходимость» («Вопросы философии и психологии», 1897, № 1); «Еще о свободе и необходимости» («Новое Слово», 1897); «Очерки из истории общественных идей и отношений в Германии» (там же, за подписью С. Т. P.). С марта по декабрь 1897 г. С. был фактическим редактором «Нового Слова» (вместе с М. И. ТуганомБарановским), в котором вел внутреннее обозрение («Текущие вопросы внутренней жизни»), а под псевдонимом Novus поместил ряд статей «На разные темы», между прочим, и критико-литературные. В 1899 г. С. был фактическим редактором (также вместе с М. И. Туган-Барановским) журнала «Начало», в котором вел внутрен. обозрение и напеч. ст. «Попытки артельной организации крепостных крестьян». После закрытия «Начало» С. стал писать в «Мире Божьем» («Основные моменты в развитии крепостного хозяйства в России в XIX в.», 1899 и др.), в «Жизни» («К критике некоторых основных проблем и положений политической экономии», 1900) и в «Северном Курьере» («Усложнение жизни», «Высшая ценность жизни» и др.). С. поместил также ряд ст. в «Arch. f. soz. Gesetzgebang und Statistik» Брауна (важнейшая «Die Marxische Theorie der soz. Entwickelung», 1899), в «Neue Zeit» («Zwei unbekannte Aufsatze von K. Marx aus d. 40 J.», 1896) и в «Sozial polit. Zentralblatt» (позже «Soz. Praxis»), в последнем статьи об экономич. развитии в России. В настоящем словаре С. поместил ст. Заработная плата, Картели, Лассаль, Маркс, Рабочий класс и др.
|
Категория: С | Добавил: snimu
|
Просмотров: 200 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
|