Понедельник, 18.12.2017, 10:09

Sk2-Статьи, Словари, Энциклопедии.


 
[Расширенный поиск]


Меню раздела
А [110]
Б [307]
В [269]
Г [291]
Д [217]
Е [47]
Ж [47]
З [65]
И [48]
К [223]
Л [216]
М [416]
Н [137]
О [178]
П [533]
Р [207]
С [438]
Т [243]
У [54]
Ф [123]
Х [64]
Ц [42]
Ч [68]
Ш [81]
Щ [12]
Э [97]
Ю [23]
Я [34]







Яндекс цитирования



Словари, Энциклопедии.

Главная » Словари, Энциклопедии. » Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауз » С

Стриндберг

24.04.2013, 21:54



Стриндберг (Auguste Strindberg)– знаменитый шведский романист и драматург, род. в Стокгольме в 1849 г. Жизнь его была полна лишений, разочарований и нравственных потрясений. Не кончив курса в университете, он часто менял род занятий, был учителем, телеграфистом, библиотекарем, служил в театре, занимался живописью и, наконец, сосредоточился на литературной деятельности. Преследования со стороны общества и правительства заставили С. в 1884 г. покинуть родину. Он много путешествовал по Франции, Италии, Германии, Швейцарии, Дании и до сих пор ведет кочующий образ жизни. С. начал писать в спокойном тоне, защищая в журнальных статьях, исторических очерках, стихах и драматических пьесах демократические принципы; потом он перешел в озлобленный сатирический тон и начал свои нападки на общество с беспощадного обличения женщин. Его возмущало крайнее развитие феминизма в Скандинавии; он стал доказывать, что женская эмансипация – великое зло, так как она усиливает влияние женщины, и без того пагубное для общества. В 1884 г. он написал 12 повестей, под общим заглавием: «Очерки из брачной жизни». В них С. еще довольно спокойно и даже с юмором описывает мелкие невзгоды и разочарования семейной жизни, превращение поэтичной, любящей невесты в сварливую и мелочную хозяйку дома, переход от возвышенного счастья влюбленной четы к унижающей душу будничной прозе жизни. Рассказы написаны с беспощадным реализмом и вместе с тем очень просто и наивно. В более резком, фанатическом тоне написана драматическая трилогия С.: «Отец» (1877), «Девица Юлия» и «Заимодавцы» (1889). В них женщина рисуется как исчадие ада, воплощающее в себе силу и обаяние его над душой человека. Чувствуется нечто средневековое и католическое в том непритворном ужасе, с которым С. смотрит на женщину. В «Отце» рисуется беспощадная жадность женщины и ее грубая привязанность к земным благам: отец, застраховавший свою жизнь, ясно сознает, что ему непременно нужно поскорее умереть ради своих дочерей, которым деньги дороже и нужнее, чем его жизнь. В «Девице Юлии» женщина– воплощение низших чувственных инстинктов, грубая самка: утонченная аристократка с изнеженными нервами отдается лакею и любит его за грубость, за то, что он не стесняется поднять на нее хлыст. В «Заимодавцах» С. доказывает, что в женщине нет ничего оригинального, что она ничего не создает, но чрезвычайно хитро эксплуатирует мужской ум и мужскую душу. По силе и уменью изображать болезненность и изломанность современной души эти три короткие драмы принадлежат к числу самых сильных и оригинальных произведений современной литературы. На ту же тему написан большой роман: «Исповедь Безумца» (1893), где женщина представлена апокалиптическим чудовищем, которое хочет творить зло и имеет для того неисчерпаемые силы. Герой повести сливается с автором, описывающим пережитые им самим душевные состояния. Объективная психологическая правда отсутствует в повествовании, похожем, большей частью, на бред; но такова захватывающая сила художественного таланта С., что созданный им образ женщины-дьявола, утонченно и могущественно лживой, кажется глубокой правдой. Дальнейшее романы и драмы С. написаны под влиянием новейших философских течений. В двух романах: «Чандала» и «Аксель Борг» С. отражает учение Нитцше о сверхчеловеке. Презрение Нитцше к толпе пришлось очень по душе С., пессимизм которого крайне аристократичен. В идее «сверхчеловека» заключается и понятие о существовании низшего человека (Untermensch); власть последнего на столько же унижает человечество, на сколько наступление царства сверхчеловека вознесет его выше его теперешнего состояния. В «Чандала» С. изображает целую касту низших существ, рабов в духовной жизни. Роман написан в виде сказки, и вопрос о добре и зли решается в дуге Нитцше. Его герой– сверхчеловек, который борется против низшего человека, духовного пария. Их борьба символизирует для С. борьбу инстинкта и духа. В «Акселе Борге» (1891) также представлен непримиримый контраст между героем, почти воплощающим в себе Нитцшевского сверхчеловека, и той жизнью, которую он видит вокруг себя. По своей художественности, особенно в описаниях природы, это– одно из лучших произведений С. Заканчивается оно тем, что герой навсегда отрекается от общения с людьми и уезжает «в открытое море», обрекая себя на одиночество. В новейших своих произведениях – «Легенды», «Путь в Дамаск» – С. все более обнаруживает крайне нервную возбужденность, доходящую то до мании преследования, то до религиозного бреда. Здесь замечается крутой поворот в сторону христианства и смирения, отрицание прежней гордыни. С. сохранил прежнюю силу художественного изображения, но идейные его замыслы становятся спутанными. В общем С. – один из самых оригинальных современных писателей, яркий поборник индивидуализма, часто доходящий до крайности и слитком склонный к одностороннему освещению жизни. Все его произведения (кроме выше названных он написал еще прекрасную драму «Маргит, жена кавалера Бенгста», сатиру «Красная комната», мистерию «Олоф» и др.) переведены на немецкий и на франц. языки; драмы и некоторые повести имеются и в русском переводе.
З. Венгерова.
Категория: С | Добавил: snimu
Просмотров: 42 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0



Генон - удобный поиск ответов на вопросы