Четверг, 25.04.2024, 08:17

Sk2-Статьи, Словари, Энциклопедии.


 
[Расширенный поиск]


Меню раздела
А [110]
Б [307]
В [269]
Г [291]
Д [217]
Е [47]
Ж [47]
З [65]
И [48]
К [223]
Л [216]
М [416]
Н [137]
О [178]
П [533]
Р [207]
С [438]
Т [243]
У [54]
Ф [123]
Х [64]
Ц [42]
Ч [68]
Ш [81]
Щ [12]
Э [97]
Ю [23]
Я [34]







Яндекс цитирования



Словари, Энциклопедии.

Главная » Словари, Энциклопедии. » Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауз » С

Симфония

28.04.2013, 21:20



Симфония (греч. созвучие)– название оркестрового сочинения в нескольких частях. С. – самая обширная форма в области концертной оркестровой музыки. Вследствие сходства, по своему построению, с сонатой . С. может быть названа большой сонатой для оркестра. Как в сонате, С. имеет обыкновенно четыре части: первая часть, в скором движении, пишется в сонатной форме; вторая, в медленном движении, пишется в форме рондо , реже в форме сонаты; третья– скерцо или менуэт– в форме песни с трио, т. е. коленного склада, другого коленного склада (трио) с новым содержанием и повторения первого коленного склада; четвертая часть, в скором движении– в сонатной форме или в большой форме рондо. В виду того, что С. рассчитана на большие силы оркестра, каждая часть в ней пишется шире и подробнее, чем напр. в обыкновенной фортепьянной сонате, так как в С. надо выдвинуть разные оркестровые группы. С. представляет двоякий интерес: чисто музыкальный, в смысле творчества и формы, и оркестровый симфонический, в смысле колорита, т. е. разных звуковых красок, получаемых от соединения одного инструмента с другим, от соединения инструментальной группы одного характера с инструментальной группой другого характера. Прототипом С. может считаться итальянская увертюра, сложившаяся при Скарлатти (1650-1725), называвшаяся С. и состоявшая из allegro, аndante и allegro, слитых в одно целое. С другой стороны предшественницей С. была оркестровая соната, состоявшая из нескольких частей в простейших формах и преимущественно в одной и той же тональности. В С. только первая и последняя части имеют туже тональность, а средние пишутся в тональностях сродных с главной, которой и определяется тональность целой С. Творцом новейшей формы С. и оркестрового колорита считается Гайдн. В смысле развития как симфонической формы, так и оркестровки Бетховен может быть назван крупнейшим и совершеннейшим представителем в области С. В форме С. сказал новое слово Шуман (в особенности в С. d-moll), сделав опыт слияния всех ее частей в одно целое и введя тематизм встречается и у Бетховена, в его девятой С. С. программной называется та, которая связана с известным содержанием, изложенным в программе, напр. Пасторальная С. Бетховена, «Simfonie fantastique» Берлиоза и пр. Первые ввели программу в С. Диттерсдорф, Розетити и Гайдн. C. писали, кроме вышеупомянутых композиторов, Моцарт, Шуберт, Мендельсон, Шнор, Рафф, Брамс, Гаде и друг., из русских– Рубинштейн, Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков, Баолакирев, Глазцнов, Аренский, Направник и пр.
Н. С.
Категория: С | Добавил: snimu
Просмотров: 203 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0



Генон - удобный поиск ответов на вопросы