Меню раздела
А [110] | Б [307] | В [269] | Г [291] | Д [217] | Е [47] | Ж [47] | З [65] | И [48] | К [223] | Л [216] | М [416] | Н [137] | О [178] | П [533] | Р [207] | С [438] | Т [243] | У [54] | Ф [123] | Х [64] | Ц [42] | Ч [68] | Ш [81] | Щ [12] | Э [97] | Ю [23] | Я [34] |
|
Словари, Энциклопедии.
Сервет
| 28.04.2013, 22:11 |
Сервет (Михаил-Мигуэль Servet или Servedo)– знаменитый антитринитарий, врач по профессии, родом из Наварры. Духовная карьера, к которой он готовился, не состоялась, но занятая религиозными вопросами ознакомили его со всеми тонкостями разнообразных богословских систем и теорий. Будучи 15 лет от роду, он получил довольно прибыльное место писца при духовнике императора Карла V. Следуя за ним во время его переездов по Германии и по Италии, С. по личным разговорам и впечатлениям узнавал протестантство и приемы католической полемики. Первое его сочинение: «De trinitatis erroribus» (1531), изданное в немецком гор. Гагенау, направлено против догмата о троичности Божества; за Иисусом Христов он признает одну человеческую природу, а Св. Духу приписывает символическое значение. «Книга возбудила против автора целую бурю в Германии и была во многих местах сожжена. Переселившись во Францию, С. занялся медициной и физиологическими изысканиями. Эти изыскания привели его к открытию, ставящему С. в ряду предшественников Гарвея: он указал на то, что кровь, выходя от сердца, совершает „длинный и удивительный путь“ вокруг всего тела. Впрочем, богословы занимало его мысль больше положительной науки: уже в 1532 г. появился другой его труд „Dialogi de trinitate“, в котором он развивал дальше свою полемику против учения о Троице. В конце 30-х годов С. превосходно издал сочинение Птолемея и стяжал себе этим славу географа. Проработав больше 13 лет в г. Вьенне над главным своим трудом: „Christianismi restitutio“, С. издал его в Лионе в 1553 г. Цель его»восстановить христианство", которое, по мнению С., одинаково ложно толкуется католиками и реформаторами. Сходясь с анабаптистами относительно неправильности крещения малолетних, С. полагает, что крещение сообщает человеку дух Христа. На Христа он смотрит теперь уже как на Сына Божия. Дух Св., который есть божественное дыхание, соединился с дыханием земной, сотворенной жизни, и это соединение составило душу Христа. Бог един и непознаваем, но открывается человеку в Слове и Духе, которые, по С.– только модусы самовозвещения и самосообщения Божества, а не ипостаси. Против католицизма С. полемизирует гораздо более яростно, чем против реформаторов; римскую церковь он называет содомской блудницей, а лютеранам и кальвинистам старался доказать, что умерщвление плоти и добрые дела столь же несомненно ведут к спасению, как и вера. С. еще до напечатания книги сообщил важнейшие отрывки из ее Кальвину, который донес архиепископу вьеннскому, что авторы анонимного трактата – С. Вследствие этого С. бежал из Вьенны и, пробираясь в Италию проездом остановился в Женеве. Узнав о его прибытии, Кальвин донес на него городскому совету. С. был арестован и отдан под суд. На следствии и суде Кальвин выступил и следователем, и свидетелем. и обвинителем. Истощив чисто теологические аргументы, Кальвин с жаром стал доказывать, что С. анабаптист, т. е. член той секты, которая незадолго до того проявила такое революционное отношение к общественному строю. С., с своей стороны, ссылался на обычай древней церкви, которая только изгоняла еретиков. Он был приговорен к сожжению на костре и сожжен 27 октября 1553 г., оставшись до конца верным своему учению. Литература. Tollin, «Das Lehrsystem Servets» (1876-78); Willis, «Servetus and Calvin» (Лонд., 1877); Linde, «Michael Servet» (Гронинген, 1890); о физиол. изысканиях С. см. Whewell, «History of the inductive sciences» (т, III, стр. 328; есть на русс. яз.). На русск, яз. : Будрин, «Антитринитарии XVI в.»; В. Михайловский, «Сервет и Кальвин»; Виппер, «Церковь и государство в Женеве в XVI в.». Евг. Тарле. |
Категория: С | Добавил: snimu
|
Просмотров: 39 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
|