Меню раздела
А
[110]
|
Б
[307]
|
В
[269]
|
Г
[291]
|
Д
[217]
|
Е
[47]
|
Ж
[47]
|
З
[65]
|
И
[48]
|
К
[223]
|
Л
[216]
|
М
[416]
|
Н
[137]
|
О
[178]
|
П
[533]
|
Р
[207]
|
С
[438]
|
Т
[243]
|
У
[54]
|
Ф
[123]
|
Х
[64]
|
Ц
[42]
|
Ч
[68]
|
Ш
[81]
|
Щ
[12]
|
Э
[97]
|
Ю
[23]
|
Я
[34]
|
|
Словари, Энциклопедии.
Саккос
| 01.05.2013, 10:52 |
Саккос – верхняя архиерейская одежда, заменяющая собою фелонь и имеющая одинаковое с нею духовное значение. По мнению одних, С. в древности был царскою одеждою, которая христианскими государями пожалована была константинопольским патриархам и сделалась их отличием. Эта одежда пользовалась таким уважением, что сами патриархи облачались в нее, по свидетельству Димитрия Хоматинского (XIII в.), только три раза в год: в Пасху, Рожд. Христово и Пятидесятницу. Не находится в противоречии с этим мнением другое, по которому наименование С. обозначает одежду грубую, рубище, вретище (еврейск. saccus – вретище, мешок). В христианской древности эта одежда была одеждою покаяния и кающихся: в нее же облачались и христианские государи, чтобы выразить свое смирение пред Царем царей. По тому же побуждению она была внесена и в число священных одежд. О существовании С. до времен Вальсамона мало известно. Со времен Вальсамона С. служит принадлежностью только одного патриарха. При Симеоне Солунском (XIV в.) С. был обыкновенным отличием высших иерархов от архиепископов и епископов. В русской церкви С. становится известным, как отличие митрополитов, с начала XV в., когда митрополит киевский Фотий (1409 – 31) привез его с собою из Греции. В период патриаршества С. принадлежал не одним патриархам, но и митрополитам и, в знак особенной чести, некоторым архиепископам. Патриарший С. отличался от митрополичьего нашивною епитрахилью (приперсником), усыпанною жемчугом, по примеру Ааронова нарамника. С 1702 т. Петр Великий жалует С. некоторых архиепископов и епископов, а с 1705 г. он делается общею одеждою всех епископов. В духовном смысле С. означает вретище и напоминает о той червленой ризе или хламиде, в которую облечен был Спаситель (Иоан. XIX, 2, 5); архиерей, облачаясь в С., обязан припоминать унижение и смирение Спасителя и не превозноситься высотою своего служения. Звонцы, привешиваемые к С., по подобию звонцов на одежде ветхозаветных первосвященников, означают благовестие слова Божия, исходящее из уст епископа. См. В. И. Долоцкий, «О священных одеждах» («Христ. Чтение», 1848, ч. I); архим. Гавриил, «Руководство по литургике или наука о православном богослужении» (Тверь, 1886); П. Лебедев, «Наука о богослужении православной церкви» (М., 1890); Еп. Нестеровский, «Литургика или наука о богослужении православной церкви» (Курск, 1895).
|
Категория: С | Добавил: snimu
|
Просмотров: 198 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
|