Четверг, 09.05.2024, 14:17

Sk2-Статьи, Словари, Энциклопедии.


 
[Расширенный поиск]


Меню раздела
А [110]
Б [307]
В [269]
Г [291]
Д [217]
Е [47]
Ж [47]
З [65]
И [48]
К [223]
Л [216]
М [416]
Н [137]
О [178]
П [533]
Р [207]
С [438]
Т [243]
У [54]
Ф [123]
Х [64]
Ц [42]
Ч [68]
Ш [81]
Щ [12]
Э [97]
Ю [23]
Я [34]







Яндекс цитирования



Словари, Энциклопедии.

Главная » Словари, Энциклопедии. » Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауз » Р

Равенство

21.04.2013, 18:41



Равенство, как политический принцип играло роль уже в древней Греции, особенно в Афинах, где оно (isonomia) было одним из постоянных и важнейших требований демократии но понималось чрезвычайно узко, как равенство перед законом и равное право на участие в управлении государственными делами, но не для всех, а только для свободных граждан; рабы, иностранцы, женщины исключались. Таким образом это было равенство с сохранением важнейших из существовавших привилегий и неравенств. В древнем Риме не было даже и термина, соответствовавшего греческой isonomia, но фактически Рим, распространив свою власть почти на весь известный ему мир, очень скоро уравнял в правах провинциалов и римских граждан, т. е. уничтожил одну из важнейших привилегий древнего мира. В области религии принцип Р. перед Богом был провозглашен христианством (о Христе бо Иисусе несть эллин, ни Иудей, раб ни свобод, но всяческая и во всех Христос). Средние и новые века, до XVIII века включительно, были эпохой господства всевозможных привилегий и неравенств – сословных, классовых, расовых и иных. Борьба средних классов против аристократии воскресила в XVIII в. идею Р.; наиболее ярким ее выразителем явился Руссо. Все люди, по его словам, родятся равными не только социально, но и духовно; воспитание и общественные условия вносят в их среду неравенство; в царстве дикарей доныне господствует полное Р., забытое цивилизацией; следовательно, идеал, к которому надо стремиться – позади. Начало политического Р. осуществлено в американской конституции, а затем нашло теоретическое и в значительной степени практическое выражение во французской революции. Р., свобода и братство провозглашены основными правами человека и гражданина . Конституция 1791 г., ст. 1, гласит: «Все люди родятся свободными и равными. Социальные различия могут быть установлены только ради общей пользы». Конституция 1793 г., ст. 3: «Все люди равны по рождению и перед законом». Конституция 1848 г., ст. 4: «Французская республика признает принципом свободу, Р. и братство». Из французских конституций принцип Р. перешел во многие швейцарские, частью даже в германские. В течение всего XIX в. происходила борьба за распространение принципа Р. на все гражданские и общественные отношения. Философская основа этого принципа (Р. всех по рождению) давно оставлена, как совершенно несостоятельная, но тем не менее Р. является главным требованием современной демократии. В противоположность демократии греческой, демократия современная проводит его без различия расы, класса, сословия, даже пола, иногда, впрочем, по требованию обстоятельств, делая те или иные исключения (прежде в Америке для цветных, теперь для китайцев, часто и во многих местах для женщин. В принцип Р., как оно понимается ныне, входят: Р. перед законом и судом (уничтожение всяких привилегий в сфере как гражданского, так особенно уголовного и процессуального права); Р. обязанностей по отношению к государству, как личных (всеобщая воинская повинность), так и имущественных (не в смысле абсолютного Р. обложения, а в смысле Р. тяготы); Р. прав на участие в управлении государством (всеобщее голосование, распространяемое последовательными демократами и на женщин). Против принципа равенства выставляются возражения и ведется борьба со стороны сторонников классовых и сословных различий, которые, опираясь: 1) на неравенство духовных и физических сил людей, 2) на абсолютное неравенство имущественных жертв, приносимых государству в действительности и требуемых, в будущем, демократией, и, наконец, 3) на невозможность вполне последовательного проведения принципа Р. (малолетние, безумные и т. д. требуют опеки и не могут пользоваться равными правами в сфере публичной жизни), требуют различия в правах на управление. С противоположной стороны указывают на то, что принцип Р. перед законом и даже Р. в правах на управление остается пустым звуком, пока между людьми существуют слишком большие имущественные различия; так, напр., на суде человек, имеющий возможность заплатить адвокату, и человек, не имеющий этой возможности, не могут быть равны даже при наличности безвозмездной защиты. С этой точки зрения принцип Р. в том виде, как он выставлен французской революцией, критикуется, как буржуазный, и ведется борьба за расширение его в сторону экономического равенства. В. В – в.
Категория: Р | Добавил: snimu
Просмотров: 229 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0



Генон - удобный поиск ответов на вопросы