Понедельник, 20.05.2024, 15:19

Sk2-Статьи, Словари, Энциклопедии.


 
[Расширенный поиск]


Меню раздела
А [110]
Б [307]
В [269]
Г [291]
Д [217]
Е [47]
Ж [47]
З [65]
И [48]
К [223]
Л [216]
М [416]
Н [137]
О [178]
П [533]
Р [207]
С [438]
Т [243]
У [54]
Ф [123]
Х [64]
Ц [42]
Ч [68]
Ш [81]
Щ [12]
Э [97]
Ю [23]
Я [34]







Яндекс цитирования



Словари, Энциклопедии.

Главная » Словари, Энциклопедии. » Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауз » П

Падуя

20.04.2013, 22:03



Падуя (итал. Padova) – главн. гор. итальянской провинции П., на р. Бакильоне, которая соединяется отсюда каналом с Брентой. Окружена стенами с семью воротами; много мостов (4 от римского времени). Несколько красивых площадей: пиацца Витторио Эммануэле с 82 статуями падуанских знаменитых людей и художественной галлереей (Лодджиа Амулеа; статуи Данта и Джотто); пиацца дель Санто с медной конной статуей венецианского кондотьера Гатамелата (работы Донателло, 1453); пиацца дель Кармине с памятником Петрарки (1874). Центром города служит пиацца дель Эрбе. Собор в стиле Возрождения (1552), при нем баптистерий XII в. с фресками школы Джотто. Знаменитая церковь (1256-1307) св. Антония Падуанского: стиль трехнефная базилика 195 м. длины с 7 куполами; на фасаде – фреска Мантеньи; в левой части капелла дель Санто – великолепнейшее произведение эпохи Возрождения (1500-1533) с мраморными барельефами Антонио и Туллио Ломбардо и Сансовино; в алтаре бронзовый барельеф работы Донателло и знаменитый (3,5 м. высоты) бронзовый канделябр Андреа Риччио (1507); в капелле Сан Феличе (1372 г.) – фрески Альтикиеро и Аванци. Здесь же капелла Сан Джорджио (1377), украшенная фресками тех же художников, и знаменитая оратория (Скуода дель Санто от 1460 г.) с 16 фресками Тициана и его учеников, изображающими легенду о св. Антонии. Художественными произведениями знаменитых итальянских живописцев и скульпторов украшены и другие церкви в П.; напр. церковь С. Агостино дель и Эремитани XIII в, знаменитыми фресками Мантеньи 1448 г.; капелла Мадонны дель Арены (1303) – фресками Джотто; оратория церкви дель Кармине – фресками Тициана; в церкви Санта Джустина, построенной по плану Риччио (1521-32) с великолепнейшим куполом стиля Возрождения – алтарь и хоры работы Паоло Веронезе. В художественном отношении следует упомянуть следующие здания: палаццо делла Раджионе, XII в., с залой 87 м. длины, 27 м. ширины и 24 м. высоты, с астрономическими фресками XV в.; к нему примыкает палаццо дель Муничипио XVI в. (ратуша), недавно реставрирован; Лодджиа дель Консилью, замечательное произведение раннего Ренесанса (1493-1526); здесь помещается университетская библиотека; красивое в стиле того же Ренесанса здание университета; палаццо Джустиниани (1524), новый театр. Знаменитый в средние века падуанский унив. основан в 1222 г.; теперь состоит из 4 факультетов (философский, юридический, математико-естественный и медицинский); при университете – фармацевтический институт и инженерное училище; в 1892 г. было 119 профессоров и преподавателей и 1269 студентов; университетская библиотека содержит 123 т. томов и 2500 рукописей. Королевский лицей и гимназия, семинария; технологический институт; техническое училище, нормальная школа, земледельческая школа, женская коллегия, акд. наук и художеств. Городской музей (Museo Civico) содержит собрание древностей, архив, картинную галерею и библиотеку (70 томов и 160 рукописей). Благотворительные учреждения, больница, родильный и подкидышный дом, институт для слепых, сиротский институт и дом для умалишенных. Жит. ок. 72 т. Промышленность незначительна; пряжа шелка, хлопчатобумажные и шерстяные ткацкие фабрики, красильни, завод металлических изделий. Торговля хлебом, скотом, вином и оливковым маслом.
История. В римскую эпоху П. называлась Patavium и была населена венетами; во II в. до Р. Хр. сделана муниципией и выросла в один из значительнейших городов Верхней Италии. П. месторождение Тита Ливия. После падения Зап. Римской империи П. попала во власть готов и была разрушена Тотилой. Нарзес восстановил П., которая долгое время сопротивлялась лангобардам и была завоевана и сожжена кор. Алигульфом в 610 г. В эпоху франков П. сделана гл. городом графства. Император Генрих IV даровал П. (1087) привилегию. В XII в. П. получила муниципальное самоуправление. Стоявшие во главе города подесты с конца XII в. часто тиранически управляли городом (особенно известен Эццелино Ш 1237-56, из дома Романо). В 1256 г. П. завоевана гвельфами. В течение XIV в., исключая короткого промежутка 1329-37, когда город был подчинен роду Скала, во главе П. стоял дом Kappapa, отстаивавший П. от Генриха VII, но могущество Kappapa было сломлено Венецией. Франческо I Kappapa сначала был в союзе с миланскими Галеаццо против Венеции, впоследствии схвачен миланцами, перешедшими на сторону Венеции, и умер в заточении. Сына его Франческо II и внуков венецианцы лишили владений 1405 и казнили в 1406 г. П. была присоединена к венецианской республике и с этих пор разделяла ее судьбу. В 1797 французы заняли П. и по кампсформийскому миру передали Австрии. По пресбургскому миру (1805). Наполеон присоединил П. к созданному им итальянскому королевству. По первому парижскому миру (1814) П. опять отошла к Австрии. В 1848 г. в П. вспыхнуло восстание, подавленное австрийцами; университет был закрыт до 1850 г. По венскому миру 1866 г. П., вместе с Венецией, переданы Италии. Ср. Cappeletti, «Storia di Padova» (Падуя, 1875).
Категория: П | Добавил: snimu
Просмотров: 195 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0



Генон - удобный поиск ответов на вопросы