Меню раздела
А
[110]
|
Б
[307]
|
В
[269]
|
Г
[291]
|
Д
[217]
|
Е
[47]
|
Ж
[47]
|
З
[65]
|
И
[48]
|
К
[223]
|
Л
[216]
|
М
[416]
|
Н
[137]
|
О
[178]
|
П
[533]
|
Р
[207]
|
С
[438]
|
Т
[243]
|
У
[54]
|
Ф
[123]
|
Х
[64]
|
Ц
[42]
|
Ч
[68]
|
Ш
[81]
|
Щ
[12]
|
Э
[97]
|
Ю
[23]
|
Я
[34]
|
|
Словари, Энциклопедии.
Орган
| 03.04.2013, 15:35 |
Орган (organum – лат., organo – итал., Urgel – нем., orgue – франц., organ – англ.) – большой музыкальный духовой хроматический клавишный инструмент с мехами, трубами, трубками (металлическими, деревянными, без язычков и с язычками) различных тембров. По звуковому богатству и обилию музыкальных средств О. занимает первое место между всеми инструментами и считается царем инструментов. Вследствие своей выразительности, он давно сделался достоянием церкви. Зародыш О. можно видеть в флейте Пана (Syrinx), а также в волынке (Sackpfeite). Евреи применяли при богослужениях род О. – магрефа; у греков было тоже нечто в роде О. (Hydraulikon). У римлян был комнатный О. (Hydraulis). Изображение этого инструмента имеется на одной монете или жетоне времен Нерона. О, больших размеров появились в IV ст., более или менее усовершенствованные О. – в VII и VIII ст. Папа Виталиан (VII ст.) ввел О. в католическую церковь. В VIII стол. Византия славилась своими О. Искусство строить О. развилось и в Италии, откуда в IX ст. они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение О. начинает получать в XIV ст. В 1470 г. немец Бернгардт в Венеции ввел в О. педаль, т. е. клавиатуру для ног. Старинные О., в сравнении с современными, были грубой работы; ручная клавиатура, напр., состояла из клавиш шириной от 5 до 7 дм. Расстояние между клавишами было в пол-дюйма. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XVI и XVII ст. уменьшены клавиши и увеличено число трубок. В настоящее время наиболее знаменитым строителем О. считается Вилькер в Лудвигсбурге. Об О. писали: Bedos de Celles; «L'art du facteur d'orgues» (1766 – 78); Antony, «Geschichtliche Darstellung der Enulstehung und vervolkommnung der O.» (Мюнстер, 1332); Hopkilis, «The organ; its history and construction» (Л., 1855); Seidel, «Die O. und ihr Bau» (4 изд., Лпц., 1887); Wangemann, «Die O. ihre Geschichte und ihr Bau» (3 изд., ib., 1887); Topfer, «Lehrbuch der Orgel baukunst» (Вена, 3 изд. 1888); Frenzel, «Die O. und ihre Meister» (Дрезд., 1894). Усовершенствованные О. достигли огромного числа труб и трубок; напр. О. в Париже в церкви St. Sulpice имеет 7 тыс. труб и трубок. В О. бывают открытия с обеих сторон трубы и трубки следующих величин: в 1 фт. (Piccolo) ноты звучат тремя октавами выше писанных, в 2 фт. – ноты звучать двумя октавами выше писанных, в 4 фт. – ноты звучат октавой выше писанных, в 8 фт. – ноты звучат как пишутся, в 16 фт. – ноты звучат октавой ниже писанных, в 32 фт. – ноты звучат двумя октавами ниже писанных. Если эти открытия трубы закрыть с одной стороны, то их звуки понизятся на октаву. Не все О. имеют трубы больших размеров. По величине самых больших труб в О. он получает свое название, напр. – в 4 фт.; или в 8 фт., или в 16 фт. Клавиатур в О. бывает от 2 до 5; называются они мануалами. Хотя каждая клавиатура О. имеет объем в 41/2 октавы, но, благодаря трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше писанных нот, объем большого О. имеет 91/2 октав. Каждый набор труб одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется голосом (Stimme, Jeu). Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых кнопок или регистров (находящихся над клавиатурой или по бокам инструмента) приводит в действие соответствующий ряд трубок. Каждая кнопка или регистр имеет свое название и соответствующую надпись, с обозначением длины труб этого регистра. Название регистра и величина труб обозначаются на нотах над тем местом, где известный регистр должен быть применен. Регистров в О. от 5 до 100 и более. Все регистры распадаются на две категории: 1) регистры с трубами без язычков (Jeux de fond, Labialpfeifen J. К этой категории принадлежат регистры открытых флейт, регистры закрытых флейт (bourdons), регистры призвуков (jeux de mutation или mixture), в которых каждая нота имеет несколько (более слабых) гармонических призвуков. 2) Регистры, у которых трубы с язычками (Jeux d'anche, Rohroder Schnarrwerke). Соединение регистров обеих категорий вместе с микстурой называется plain jeu. Клавиатуры или мануалы расположены в О. террасой, один над другой. Кроме них существует еще клавиатура педалей (от 5 до 30 клавиш), преимущественно для низких звуков. Партия для рук пишется на двух системах, в ключах и , как для фортепиано. Партию педалей пишут чаще отдельно на одном системе. На клавиатуре педалей, называемой просто «педаль», играют обеими ногами, пользуясь попеременно каблуком и носком. О. без педали называется positiv, маленький переносный О. – portativ. В наиболее употребительных церковных и концертных О. три клавиатуры для рук (мануалы) и одна для ног. Нижний мануал – самый близкий к играющему – называется первым мануалом (Grandorgue), следующий за ним выше – вторым мануалом (positif, expressif), верхний мануал – третьим (recit; expressif). Облегчениями для играющих и средством для усиления или ослабления звучности служат: a) Coppula – механизм, с помощью которого связываются две клавиатуры, при чем выдвинутые на них регистры действуют одновременно. Coppula дает возможность играющему на одном мануале пользоваться выдвинутыми регистрами другого, b) 4 под ножки над клавиатурой педалей (Pеdale de combinaison, Tritte), из которых каждая действует на известную определенную комбинацию регистров. с) Boite d'expressioт – прибор, состоящий из дверец, закрывающих и открывающих все помещение с трубами разных регистров, вследствие чего происходит crescendo и decrescendo. Дверцы приводятся в движение подножкой (Schwelltritl). Так как регистры в разных О. разных стран не одинаковы, то в органной партии они не обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной партии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину труб. Остальные подробности предоставляются исполнителю. О. соединяется с оркестром и пением в ораториях, кантатах, псалмах, а также в опере, преимущественно как аккомпанемент молитвы.
|
Категория: О | Добавил: snimu
|
Просмотров: 162 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
|