Меню раздела
А
[110]
|
Б
[307]
|
В
[269]
|
Г
[291]
|
Д
[217]
|
Е
[47]
|
Ж
[47]
|
З
[65]
|
И
[48]
|
К
[223]
|
Л
[216]
|
М
[416]
|
Н
[137]
|
О
[178]
|
П
[533]
|
Р
[207]
|
С
[438]
|
Т
[243]
|
У
[54]
|
Ф
[123]
|
Х
[64]
|
Ц
[42]
|
Ч
[68]
|
Ш
[81]
|
Щ
[12]
|
Э
[97]
|
Ю
[23]
|
Я
[34]
|
|
Словари, Энциклопедии.
Opecт
| 03.04.2013, 15:31 |
Opecт (OresthV) – сын Агамемнона и Клитемнестры. Матереубийство, совершенное О. в отмщение за насильственную смерть отца, его душевные муки, разлад его с богами и умоисступление, под тяжестью сознания вины – все это много раз служило для афинских драматургов сюжетом трагедии. Трилогия Эсхила («Агамемнон», «Несущие возлияние девушки» и «Евмениды») носит название Орестии. Преследуемый призраком убитой матери и гонимый фуриями, О. Эсхилу, находит примирение с совестью и с богинями мщения только при участии богов – Аполлона, Афины, Зевса. В композиции Эсхила господствующая мысль – неизбежность божеского возмездия за преступления. В трагедии Софокла «Електра» О. является убежденным в правоте своего дела карателем Клитемнестры и Эгисеа, за невинно погибшего героя Агамемнона; сам Аполлон призывает его ко мщению. У Еврипида, в трагедии «Орест», центр тяжести переносится в сферу душевных состояний, непосредственно следующих за погребением убитой матери. О. бессилен освободиться от терзающего сознания своей вины; ум его помрачен; «подобные ночи три женщины», его преследующие, представляются самому герою голосом возмущенной совести; он шесть дней не принимает пищи, не обмывает тела; временами сознание О. проясняется, и он плачет; при малейшем напоминании о матереубийстве он испытывает тревогу, видит грозные призраки, верит в их реальность; в такие моменты он заклинает Електру не выпускать на него женщин с кровавыми глазами, с змеями в волосах; он гонит от себя сестру, принимая ее за одну из фурий, требует лук Аполлона, чтобы стрелами отразить страшных Эринний. Только сон, чуткий и тревожный, приносит О. кратковременное успокоение. Он убежден, что пожирающая его болезнь – не более, как муки совести; он умоляет Пилада скрыть от него могилу матери; при виде отца Клитемнестры, Тиндарея, в нем пробуждается мысль о матери, и он уверен, что сам отец, за которого он мстил, заклинал бы его, если б мог, не убивать матери. Сам акт матереубийства, как он изображен Еврипидом в трагедии «Електра», совершен Орестом против воли, по настоянию сестры; он вонзил нож в материнскую грудь закрыв лицо плащом, подталкиваемый Електрой, в укоряет сестру за то, что она принудила его совершить такое злодеяние. В конце трагедии Диокуры осуждают божество за его поведение, обращенное к детям Агамемнона и Клитемнестры, и одного Аполлона называют ответственным за все случившееся. Судьба О. послужила сюжетом нескольких новейших трагедий (Кребильона, Вольтера, Альфиери, Суме и др.). Ср. Раtin, «Etudes sur les tragiques grecs» (II и III); Мищенко, «Опыт по истории рационализма в древн. Греции» (R., 1881). Ф. Мищенко.
|
Категория: О | Добавил: snimu
|
Просмотров: 210 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
|