Меню раздела
А
[110]
|
Б
[307]
|
В
[269]
|
Г
[291]
|
Д
[217]
|
Е
[47]
|
Ж
[47]
|
З
[65]
|
И
[48]
|
К
[223]
|
Л
[216]
|
М
[416]
|
Н
[137]
|
О
[178]
|
П
[533]
|
Р
[207]
|
С
[438]
|
Т
[243]
|
У
[54]
|
Ф
[123]
|
Х
[64]
|
Ц
[42]
|
Ч
[68]
|
Ш
[81]
|
Щ
[12]
|
Э
[97]
|
Ю
[23]
|
Я
[34]
|
|
Словари, Энциклопедии.
Немезида
| 10.04.2013, 12:16 |
Немезида – первоначально этическое понятие, возникшее из идеи судьбы. Понятие о мировом порядке, предустановленном мойрами, привело к мысли, что человек должен более всего избегать гордости, и что смирение и умеренность вернее всего ведут к счастью. Это воззрение сложилось в понятие Н., которым обозначали божеский гнев, постигавший того, кто нарушал предустановленный ход мировых явлений; таким нарушителем являлся, напр., или необыкновенно счастливый человек (Поликрат) или слишком заносчивый гордец (Ниобе). Понятие о Н. является важным нравственным регулятором в раннюю эпоху эллинизма. Гомер еще не знает богини Н.; у Гесиода Н. – скорее отвлеченное понятие нормального и справедливого, чем карающая богиня. Геродот, Пиндар, трагики и другие этические писатели развили это понятие еще определеннее, поставив его краеугольным камнем своих воззрений. В мифологии образ Н., как могущественной богини природы, дочери океана, сливается с образом Афродиты или богини земли, не имея самостоятельной, определенной физиономии. Так Н. кипрская, которая произвела на свет от Зевса Елену, стоит близко к Афродите и к Фемиде, богине земли. Афинский праздник мертвых – – указывает на отношение культа Н. к культу аттической Геи. Павсаний описывает статую Н. работы Фидия, который изваял ее из паросского мрамора, привезенного персами, с целью поставить трофей в увековечение их победы. На голове богини был венок с изображениями оленей и маленькими фигурами Ники; в левой руке – яблочная ветвь, в правой – кубок с изображением эфиопов. Развитию культа Н. и сказаний о ней особенно сильно способствовали орфики и платоники. Мифологический облик богини неясен за недостатком положительных данных и за определенностью первоначального ее символического значения, как богини возмездия и кары, постигающей нарушителей мирового порядка. Ср. Preller, «Griechische Mythologie» (Берлин, 1894, т. I); Walz, «De Nemesi Graecorum»; Tournier, «Nemesis et la jalousie des Dieux».
|
Категория: Н | Добавил: snimu
|
Просмотров: 227 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
|