Меню раздела
А
[110]
|
Б
[307]
|
В
[269]
|
Г
[291]
|
Д
[217]
|
Е
[47]
|
Ж
[47]
|
З
[65]
|
И
[48]
|
К
[223]
|
Л
[216]
|
М
[416]
|
Н
[137]
|
О
[178]
|
П
[533]
|
Р
[207]
|
С
[438]
|
Т
[243]
|
У
[54]
|
Ф
[123]
|
Х
[64]
|
Ц
[42]
|
Ч
[68]
|
Ш
[81]
|
Щ
[12]
|
Э
[97]
|
Ю
[23]
|
Я
[34]
|
|
Словари, Энциклопедии.
Ла-Манш
| 26.03.2013, 18:02 |
Ла-Манш, название французское, у англичан – Британский или Английский канал (в древности у римлян mare britanicum) – представляет часть Атлантического океана, вдающуюся между Францией и Англией и соединяющуюся с Немецким морем узким проливом Па-де-Кале. Западная граница Л. считают линию от о-ва Ouessant у берегов Франции до мыса Ландсенд в Англии. Предельные его широты 48°38' – 51° сев. и долготы 11/2° вост. до 51/2° зап. от Гринича. Наибольшая ширина канала не у входа из океана (где ширина 200 км.), но между С.-Мало и устьем реки Экс и составляет 255 км.; самое узкое место 30 км. между М. Gris-Nez в Dange-Ness. Длина 620 км.; поверхность, по Крюммелю, 69500 кв. км. Средняя глубина 55 м., но наибольшая глубина при входе из океана 174 м. Берег от Бретани до 7 островов обрывистый, скалистый, далее до St-Michel большею частью песчаный; еще восточнее – дюнного характера или с песчаными обрывистыми банками; в Па-де-Кале меловые скалы. Английские берега вообще крутые и скалистые, только на небольших протяжениях они местами низменны и песчаны. Развитие берегов вообще значительное. Из больших разветвлений укажем на большие заливы у французских берегов Сенский и С. Мало. Острова наиболее замечательные: Нормандские – Персей и Джернсей у французских берегов и Уайт у Англии. Реки, впадающие в канал во Франции: Сена, Сома, Орна и Вира; в Англии: Экс, Дорт, Тамер и Фал. Л. замечателен по своим приливам. Приливная волна вступает в канал из океана и распространяется в нем вообще от ЮЗ к СВ и в Па-де-Кале встречается с приливной волной Немецкого моря; замедляясь в скорости у прибрежий вследствие уменьшения глубин, приливная волна достигает на последних иногда необычайной высоты, напр. в С. Мало сизигийный прилив доходит до 15 м. Приливные течения местами достигают скорости 6 – 7 морских миль в час; при чем смена приливоотливных течений происходить так, что суда, стоящие на якоре у французских берегов вращаются против солнца, а у английских – в обратном направлении. Климат прибрежий находится вполне под влиянием Атлантического океана, выражающемся в малых амплитудах температуры, теплой зиме и постоянной большой влажности. Дожди преобладают в зимнюю половину года; они приносятся обыкновенно югозападными ветрами, которые господствуют особенно зимою, тогда как летом часто бывает NW, а весною и осенью восточные ветры. Впрочем, и летом дожди часты, но воды не так обильны как осенью и зимой. Туманы частые, также как и бури, особенно осенью и зимою. Плавание по каналу причисляют к самым трудным, не смотря на вполне достаточное освещение его маяками береговыми и плавучими. Постоянное неправильное волнение от заходящей океанской зыби, сильные приливоотливные течения, туманы в зимнее время и свежие западные ветры – все это настолько затрудняет плавание и особенно выход из канала в океан; что судам, идущим из Немецкого моря, зимою даже лоция рекомендует путь более длинный, в обход Великобритании. Важнейшие из портов и рейдов во Франции: Гавр, Шербург (воен.), в Англии – Портсмут, Плимут (воен.), Саутгамптон и Брайтон. В естественноисторическом отношении Л. известен большим изобилием рыб – тарбет или палтус, камбала, скат, макрель, долгопер, мерлан и сельдь, улов которых составляет главный промысел и источник богатства прибрежных деревень. Также обилие устриц, из которых канкальские пользуются известною репутацией. И. Ш.
|
Категория: Л | Добавил: snimu
|
Просмотров: 206 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
|