Меню раздела
А
[110]
|
Б
[307]
|
В
[269]
|
Г
[291]
|
Д
[217]
|
Е
[47]
|
Ж
[47]
|
З
[65]
|
И
[48]
|
К
[223]
|
Л
[216]
|
М
[416]
|
Н
[137]
|
О
[178]
|
П
[533]
|
Р
[207]
|
С
[438]
|
Т
[243]
|
У
[54]
|
Ф
[123]
|
Х
[64]
|
Ц
[42]
|
Ч
[68]
|
Ш
[81]
|
Щ
[12]
|
Э
[97]
|
Ю
[23]
|
Я
[34]
|
|
Словари, Энциклопедии.
Балакирев
| 28.02.2013, 02:25 |
Балакирев (Милий Алексеевич) – известный русский композитор и музыкальнообщественный деятель; род. 21 дек. 1836 г. в Нижнем Новгороде. Воспитывался в казанском университете. Музыкальным образованием Б. обязан самому себе. В 1855 г. он впервые выступил перед петербургскою публикою в качестве виртуозапианиста. 18 марта 1862 г. он вместе с Г.А. Ломакиным основал «Бесплатную музыкальную школу», состоящую под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством; школа эта на первых же порах своего существования обнаружила оживленную деятельность. В концертах, устраиваемых этой школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин, а оркестровыми М.А. Балакирев. 28 января 1868 г. после отказа Ломакина от управления школой, М.А. Балакирев, как один из ее учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени 1874 г. В 1866 г. М.А. был приглашен в Прагу заведовать постановкой опер: «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила» Глинки, которые были даны под управлением Б. и, благодаря его настойчивости и неустанной энергии, имели огромный успех, в особенности опера «Руслан и Людмила». С осени 1867 г. до весны 1869 М.А. дирижировал симфоническими концертами импер. русского музык. общества (в 1867 г. вместе с Берлиозом), в которых, по преимуществу, исполнялись сочинения Берлиоза и Листа, и оркестровые сочинения собственно русских композиторов: Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского и друг. В половине 70-х годов, М.А. Балакирев, по расстроенному здоровью, принужден был на время отказаться от общественной деятельности. В 1883 г. М. А. был назначен Государем Императором заведовать придворной певческой капеллой, в которой, благодаря ему, школьное дело поставлено ныне на прочных педагогических основаниях; им выработана программа научных классов; Б. взял в свои руки музыкальное дело, пригласив к себе помощником Н. А. Римского-Корсакова, занимающего должность инспектора музыкальных классов. При Б. здание певческой капеллы перестроено заново; изящный внешний вид здания, роскошь (залы) и обширность помещения для учащихся не оставляют желать лучшего. Особенное внимание обращено Б. на развитие оркестрового класса в капелле; цель эта практическая и, без сомнения, окажет благотворное влияние на тех, которые вследствие потери голоса должны прекратить свои занятия в хоре; им представится, в таком случай, возможность нового заработка, который удержит их в привычной среде и устранит необходимость искать себе занятие в какой-либо другой, чуждой для них специальности. В придворной певческой капелле существует в настоящее время вполне самостоятельный оркестр. Композиторская деятельность М.А. Балакирева, хотя не обширна, но весьма почтенна. Он написал несколько оркестровых, фортепьянных и вокальных сочинений, из которых особенно выдаются оркестровые: музыка к королю Лиру (1860 г.), состоящая из увертюры и антрактов; увертюра на чешские темы (1856 г.); две увертюры на русские темы, из которых первая сочинена в 1857 г., а вторая, под названием «Русь», написана в 1862 г. на открыт памятника тысячелетия России, в Новгороде; увертюра на испанскую тему; симфоническая поэма «Тамара» (на текст Лермонтова), исполненная в 1-й раз в концерте Беспл. музык. школы, в 1882 г. Из фортепьянных сочинений Балакирева известны: две мазурки (As-dur и H-moll), скерцо, фантазия «Исламей» на восточные темы ( 1867 г.); им же переложены для фортепьяно в две руки: «марш Черномора» из оп. «Руслан и Людмила», «Песня жаворонка» Глинки, увертюра (вступление) ко второй части «La Fuite en Egypte» соч. Берлиоза, каватина из квартета Бетховена (ор. 130), «Арагонская хота» Глинки. В четыре руки: «Князь Холмский», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» Глинки. Из вокальных сочинений Б. большою популярностью пользуются романсы и песни («Золотая рыбка», "Приди ко мне, «Введи меня, о ночь, тайком», «Исступление», «Взошел на небо месяц ясный», «Слышу ли голос твой», «Еврейская мелодия», «Грузинская песня» и проч.) – числом 20. Весьма ценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является «Сборник русских народных песен», изданный Б. в 1866 году (всех песен 40). Дарование М.А. Балакирева особенно выказалось в первых его произведениях и в тонком понимании оркестровки; музыка Б. своеобразна, богата в мелодическом отношении (музыка к королю Лиру, романсы) и весьма интересна и красива в гармоническом.
|
Категория: Б | Добавил: snimu
|
Просмотров: 219 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
|